Как вознаграждать инициативы сотрудников: 4 проблемы и 10 решений.
Равнодушные сотрудники за 50, 70, 120 тысяч оклада считают достаточным прийти к 9 и ровно в 6 задвинуть стул ногой.

И вот сотрудник придумал что-то, что экономит компании деньги или приносит дополнительную прибыль. У руководителя другая головная боль – как это вознаградить?

Пара примеров:

- Если платить процент от полученной прибыли, то неизбежно «чем больше экономишь, тем меньше премия». Например, решили в таких случаях платить 10%. От 40 000 – это 4 000 руб, понятная цифра. А если 10 млн.руб? Отдать сотруднику миллион? Не жирно?

- Решили всегда придерживаться регламента. Но случилось невероятное, сотрудник перевыполнил план на 500%. А система мотивации не предполагала таких случайностей – его премия выросла лишь на 10%. На следующий месяц пересмотрели план, по итогам оштрафовали за невыполнение.

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ИЗОБРЕТЕНИЯ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СССР 1974
Или сотрудник оказался удачливым, снова перевыполнил план, но система мотивации для всех одна, и он снова получил свои 10%. Работать талантливо нет смысла?

Процент от оклада или от прибыли

Относительно штрафов понятно – наемный сотрудник не должен нести предпринимательских рисков и штрафы рассчитывать исходя из потерь неправильно. Но тогда и делить плоды предпринимательских успехов неправильно. Предприниматель основал бизнес, занял долю рынка, выстроил бизнес-процессы - создал поле возможностей, в т.ч. возможность для сотрудника оптимизировать процесс.

Тогда что же делать гениальному инженеру, если он сэкономил производству десятки миллионов? Получить процент от оклада или предложить разработку конкуренту?

Конечно, такие случаи – редкость. И чаще всего предпринимателям не жалко денег, а страшно убить мотивацию сотрудника на дальнейшую работу без премии – к любым деньгам человек привыкает очень быстро.

И что же делать?

- В любом случае – как минимум придерживаться договоренностей. Обещали 10% и это миллион, надо платить. Обманывать нельзя.

- Чтобы сотрудники проявляли инициативу, предложения надо рассматривать внимательно. 99 из них будет чепухой, 1 – неограненным алмазом. Хотите больше алмазов, придется просеивать чепуху.

- Отмечайте каждое разумное предложение. Даже если особой прибыли оно не приносит.

- Дважды подумайте, стоит ли вводить обязанность регулярно вносить рацпредложения. Такая практика существует, но подразумевает высокий уровень взаимодействия с командой. Иначе превращается в отписки.

- «Из ряд вон» инициативу нельзя вознаграждать рядовым способом. За такие идеи бонус должен быть минимум как договаривались, плюс рассматриваться отдельно и учитывать ожидания сотрудника.

- Нельзя формировать обманчивые ожидания. Руководители частенько умышленно не называют конкретные цифры, чтобы сотрудник сильнее вдохновился. А когда дело сделано, платит, сколько считает нужным не учитывая, какое вознаграждение представил сотрудник.

- Если бонус уже не первый раз за год превышает 100% оклада, скорее задумайтесь о повышении оклада – сотрудник явно стоит дороже, чем вы платите.

- Обдумайте варианты вознаграждения. После получения годовой зарплаты за 1 день сотрудник действительно может потерять мотивацию для дальнейшей работы без премии. Поэтому премию можно платить частями в течение года. Можно отправить на дорогое обучение, дать отдельный кабинет и личного прелестного секретаря, отправить в отпуск всей семьей за счет компании, повысить оклад.

- Переплатить не много лучше, чем недоплатить. Второе – воровство, а первое – развращает, формирует все более высокие ожидания «за каждый чих».

Главное: расходы на зарплату и бонусы – это расходы, но примерно такие же как аренда. Можно торговать пепси в дачном кооперативе в Сибири и платить один рубль аренды. А можно за миллион встать на Красной площади.

Прежде чем сказать, что второй вариант – слишком дорогой, надо хорошенько все посчитать.

Не знаете, что делать с равнодушными сотрудниками? В индивидуальной работе с руководителями мы решали эту проблему уже много раз.
Инсайт-сессия "Перезагрузка"
В процессе бизнес-знакомства обсудим вашу управленческую жизнь, выйдем на точки прорыва и менеджерские осознания.
Вы платите за сессию, только если мы подойдем друг другу.
Автор: Ольга Гриценко
Все статьи Ольги